Неоправославие Ведотерика Росичи Библиотека Форум

Наш новый сайт www.pravo-slavie.ru

АвторСообщение
Семаргл
moderator


ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.10 00:31. Заголовок: БОРИВОЙ


БОРИВОЙ
Поморское cказание
А.К.Толстой, 1870 г


К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду слово
И поход на бодричаны
Проповедует крестовый:

«Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру,—
Отпускаю вам грехи я.

Генрик Лев на бой великий
Уж поднялся, мною званый,
Он идет от Брунзовика
Грянуть с тылу в бодричаны.

Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет, -
Будут в царствии небесном».

И лишь зов проникнул в дони,
Первый встал епископ Эрик;
С ним монахи, вздевши брони,
Собираются на берег.

Дале Свен пришел, сын Нилса,
В шишаке своем крылатом;
С ним же вместе ополчился
Викинг Кнут, сверкая златом;

Оба царственного рода,
За престол тягались оба,
Но для славного похода
Прервана меж ними злоба.

И, как птиц приморских стая,
Много панцирного люду,
И грохоча и блистая,
К ним примкнулось отовсюду.

Все струги, построясь рядом,
Покидают вместе берег,
И, окинув силу взглядом,
Говорит епископ Эрик:

«С нами Бог! Склонил к нам папа
Преподобного Егорья,—
Разгромим теперь с нахрапа
Все славянское поморье!»

Свен же молвит: «В бранном споре
Не боюся никого я,
Лишь бы только в синем море
Нам не встретить Боривоя».

Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
Боривой теперь далёко
Бьется с немцем у Арконы!»

И в веселии все трое,
С ними грозная дружина,
Все плывут в могучем строе
К башням города Волына.

Вдруг, поднявшись над кормою,
Говорит им Свен, сын Нилса:
«Мне сдалось: над той скалою
Словно лес зашевелился».

Кнут, вглядевшись, отвечает:
«Нет, не лес то шевелится,—
Щегол множество кивает,
О косицу бьет косица».

Встал епископ торопливо,
С удивлением во взоре:
«Что мне чудится за диво:
Кони ржут на синем море!»

Но епископу в смятенье
Отвечает бледный инок:
«То не ржанье,—то гуденье
Боривоевых волынок».

И внезапно, где играют
Всплески белые прибоя,
Из-за мыса выбегают
Волнорезы Боривоя.

Расписными парусами
Море синее покрыто,
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита,

Плещут весла, блещут брони,
Топоры звенят стальные,
И, как бешеные кони,
Ржут волынки боевые.

И, начальным правя дубом,
Сам в чешуйчатой рубахе,
Боривой кивает чубом:
«Добрый день, отцы монахи!

Я вернулся из Арконы,
Где поля от крови рдеют,
Но немецкие знамена
Под стенами уж не веют.

В клочья ту порвавши лопать,
Заплатили долг мы немцам
И пришли теперь отхлопать
Вас по бритым по гуменцам!»,

И под всеми парусами
Он ударил им навстречу:
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями -
И пошла меж ними сеча.

То взлетая над волнами,
То спускаяся в пучины,
Бок о бок сцепясь баграми,
С криком режутся дружины;

Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом,
До заката битва длится,—
Не сдаются Свен со Кнутом.

Но напрасны их усилья:
От ударов тяжкой стали
Позолоченные крылья
С шлема Свена уж упали;

Пронзена в жестоком споре
Кнута крепкая кольчуга,
И бросается он в море
С опрокинутого струга;

А епископ Эрик, в схватке
Над собой погибель чуя,
Перепрыгнул без оглядки
Из своей ладьи в чужую;

Голосит: «Не пожалею
На икону ничего я,
Лишь в Роскильду поскорее
Мне б уйти от Боривоя!»

И гребцы во страхе тоже,
Силу рук своих удвоя,
Голосят: «Спаси нас, Боже,
Защити от Боривоя!»

«Утекай, клобучье племя! —
Боривой кричит вдогоню,—
Вам вздохнуть не давши время,
Скоро сам я буду в дони!

К вам средь моря иль средь суши
Проложу себе дорогу
И заране ваши души
Обрекаю Чернобогу!»

Худо доням вышло, худо
В этой битве знаменитой;
В этот день морские чуда
Нажрались их трупов сыто,

И ладей в своем просторе
Опрокинутых немало
Почервоневшее море
Вверх полозьями качало.

Генрик Лев, идущий смело
На Волын к потехе ратной,
Услыхав про это дело,
В Брунзовик пошел обратно.

И от бодричей до Ретры,
От Осны до Дубовика,
Всюду весть разносят ветры
О победе той великой.

Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой божницы
Хороводным ходят колом
Дев поморских вереницы.

А в Роскильдовском соборе
Собираются монахи,
Восклицают: «Горе, горе!»
И молебны служат в страхе,

И епископ с клирной силой,
На коленях в церкви стоя,
Молит: «Боже, нас помилуй!
Защити от Боривоя!»

О героях поэмы и описываемых событиях

Аркона - знаменитая крепость-твердыня поморских славян, военный и религиозно-политический центр Руси Балтийской на севере острова Руян, с известным во всем славяно-германском мире Балтийского Поморья храмом Святовита. В наше время сохранилась лишь как археологический памятник.
Бодричи (ободриты) - западные славяне (государственный союз славянских племен), населявшие побережье южной Балтики в районе нынешнего Щецина (Восточная Германия). Бодричаны - родина варягов-русь, славянский мир Руси Балтийской.
Брунзовик - совр. Брауншвейг.
Волын - крупнейший торговый центр Европы, ободритов и Руси Балтийской, богатейший город-порт славян Балтийского Поморья - совр. Волин.
Генрих Лев - саксонский герцог.
Гридни и отроки - в Древней Руси члены младшей княжеской дружины, телохранители и слуги князя.
Гуменце - темя; бритое темя, тонзура - отличительный признак католического духовенства.
Дони - даны, то есть датчане.
Егорий - Георгий Победоносец, покровитель христиан в боях.
Клирный - от слова "клир", духовенство какой-нибудь церкви или прихода.
Клобучье племя - монахи (клобук - высокая шапка монаха).
Коло - круг.
Косица - суженный конец вымпела.
Лопать - рвань.
Папа - Евгений III.
Перун (слав. миф.) - бог грома и молнии славян.
Полоз - здесь: киль судна.
Роскильда - датский город, с X в. резиденция королей и епископов (совр. Копенгаген).
Святовит - главный бог балтийских славян.
Чернобог - бог зла, антипод Святовита.
Щегла - мачта, шест для флага.
Шишак - металлический шлем с острием.

Описанные события произошли в 1147 г. и изложены по последним книгам "Деяний данов" Саксона Грамматика (написаны около 1200 г.). Совместный поход данов и их союзников (к тому времени уже христиан) по призыву Папы Евгения III был одним из многочисленных крестовых походов объединенной христианской Европы против поморских славян и Руси Балтийской - последней славянской твердыни Европы.

Тема стихотворения - крестовый поход на балтийских славян, предпринятый в 1147 г. немецкими князьями (в том числе саксонским герцогом Генрихом-Львом) и датскими королями Свендом III и Кнудом V с благословения папы римского Евгения III. Он окончился полной неудачей. Основным источником "Боривоя" являются летописные данные о походе 1147 г.

Даны, германцы, чехи и поляки приняли христианство в IX-X веках, в X-XI веках были покорены и норманны-скандинавы.

Русь Балтийская, полабские и поморские славяне оказались в середине Европы внутри кольца христианских государств: священной Римской (Германской) империи, Датского, Норвежского, Шведского, Польского, Чешского королевств. Но они продолжали упорствовать в своей Правде отцов, продержавшись в самом центре христианской Европы в постоянных войнах более трех столетий (IX-XII вв.). Это было удивительное историческое явление. Русь Балтийская была твердыней славяно-германского мира Балтики, и к ней нередко обращались за военной помощью скандинавские и германские племена. Славяно-германский мир Европы был единым в своей родовой морали и традиции, князья и воины норманов, германцев и славян роднились друг с другом, часто совместные дружины варягов-славян и викингов-норманов совершали дальние военные походы.

Бесконечные крестовые походы христианских войск в конечном итоге истощили Русь Балтийскую, и в 1168 году правнук Владимира Мономаха (названный в его же честь), король данов Вольдемар I, с объединенным христианским германо-славянским войском взял приступом Аркону и разорил храм Святовита и другие святыни Руяна. Но на этом военное противостояние последних свободных людей Европы христианам не закончилось, и только в 13-м веке Правая Вера Руси Балтийской была уничтожена окончательно, а с ними - и само государство (его остатки), величайшая империя Европы, некогда контролировавшая торговые пути и пространства от Лабы (Эльбы ) до Волги. Оставшиеся славяне варяги-русь перебрались в свою бывшую восточную колонию - Русь Новгородско-Киевскую. Там, в условиях двуеверия и нестрогого, в первые века христианства на Руси, гонения на родную Веру Отцов, они еще долгое время хранили веру своим родовым Богам.

Все упоминания о Руси Балтийской, как непримиримого и самого сильного врага христианства в Европе, были впоследствии тщательно вымараны из исторических документов и летописей Руси христианами. Поэтому информацию об истории Руси Балтийской, родине варягов-русь (ставших впоследствии военной и правящей элитой Руси Новгородско-Киевской) в наше время приходится собирать по крупицам, по косвенным сведениям из исторических источников других народов. Тем не менее, либеральные реформы в России и ослабление гегемонии христианской морали позволили обратиться к истории с объективных позиций, и с возрождением Веры Отцов в нашей стране многие исследователи обратили свои взоры на балтийское славянское поморье и Русь Балтийскую, родину варягов-русь - великую державу средневековой Европы.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Яндекс цитирования be number one Рейтинг коммерческих и информационных сайтов России

http://право-славие.рф     www.pravo-slavie.ru    www.vedoterica.ru