Семаргл
|
| moderator
|
|
|
Отправлено: 06.06.08 02:12. Заголовок: Ярославская область. Синь-камень.
Синь-камень на Плещеевом озере. Путь к Синему камню от Москвы недалек. Надо ехать на северо-восток, минуя Пушкино, Загорск, до города Переславля-Залесского. На северо-восточном берегу Плещеева озера имеется Александрова гора, на которой находится камень-валун, прозванный синим камнем, в прошлом являвшийся объектом поклонения мерян, населявших эти места до славян. "Огромный Синь-камень, история которого насчитывает несколько тысячелетий. Вес камня 12 тонн. Камень, который некогда был принесен сюда ледником, был священным у фино-угорских племен - мерян, населявших эти земли в давние времена. Синь-камень считался богом здоровья. Со времен принятия христианства, церковь пыталась низвергнуть объект поклонения народа, но он неведомою силою возвращался назад. То пропадал на какое-то время, то появлялся снова. Местные жители полагают, что появляется камень перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий. В последние годы камень все ниже опускается под землю... Мы рассматриваем фотографии Синего камня, хранящиеся в переславском национальном парке. На снимке, сделанном в 1954 году, камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас основная часть каменного великана подобно океанскому айсбергу, располагается под землей. На поверхность выступает он лишь на высоту 20-30 сантиметров. И все же вид его до сих пор способен вызвать удивление - округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом - едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. Это - дары современных родноверов, которые верят в то, что своими приношениями они могут выпросить у камня-бога здоровья. ... Камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди. Подойдя поближе, мы увидели вполне современно одетую женщину, подкатившую к камню на белой "Ниве". Она стояла, закрыв глаза, повернув лицо к небу, подняв ладони вверх, словно пытаясь собрать ими солнечные лучи. Когда ритуал был закончен, женщина шагнула вниз с камня, приветливо поздоровавшись с нами. Объяснила, что живет на ферме неподалеку отсюда, а к камню с детских лет ежедневно ходит "набираться силы и здоровья". " Уходит от нас камень, - с грустью в голосе произнесла селянка, - еще десять лет назад лежал вон на том месте, - она указала на круглое костровище метрами пятью выше, - а как началась в России перестройка, так и стал он отодвигаться подальше от людей. Видать, не нравится ему нынешний образ жизни." Впрочем, спокойной жизни у Синь-камня не было, наверное, никогда. В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI веке. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: "Бысть во граде Переславле камень... в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть." Несмотря на укрепление позиций христианства, родные обычаи предков в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан. И вот, в начале XV!! века по приказанию преподобного Иринарха дьякон Семеновской церкви Ануфрий выкопал большую яму, столкнул в нее Синий камень и закопал. Все вздохнули с облегчением, избавившись от каменного божка. Однако, через несколько лет камень снова появился на поверхности земли. Тогда церковные власти решили положить валун в основание колокольни Духовской церкви. Зимой 1788 года камень спустили к озеру и погрузили на дровни, запряженные дюжиной лошадей, чтобы перевезти на новое место. Однако, когда камень везли по льду Плещеева озера, лед проломился и камень затонул. Священники были уверены, что на этот раз с ним покончили на вечные времена. Однако, не тут-то было. В конце сороковых годов девятнадцатого века Синий камень внезапно объявился... на берегу Плещеева озера, где и лежит до нынешних времен. Как выбрался на берег двенадцатитонный валун, остается только догадываться. Впрочем, Синий камень был не единственным каменным артефактом в этих местах. В берендеевских болотах стояла огромная каменная баба, которой приходившие за клюквой селяне непременно приносили жертву как лесному божеству. Задабривали бабу и лесной ягодой, и хлебом, и молоком. В годы советской власти бабу положили в основание городской бани... В июньскую ночь, накануне древнего русского традиционного купальского праздника, как встарь собирается у Синь-камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера. Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножья до макушки, не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты. Гуляют не по-современному - без магнитофонов и плееров: поют сложенные в этих местах песни, частушки: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь." Девчонки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье съезжаются и заезжие женихи - из Москвы, Ярославля. Почему же все-таки уходит от нас Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир - кусочек от Синь-камня; местные бабульки судачат, что это плохой знак - видать, приближаются темные времена, а то и конец света. Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня, как памятника древней культуры. Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков - и железной оградой окружить, и почву вокруг него укрепить, но все бесполезно - камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит под землю. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях, да в преданиях. Синь-камень уходит от людей. А к хорошему это, или к плохому - время покажет".
|
Семаргл
|
| moderator
|
|
|
Отправлено: 08.07.08 23:44. Заголовок: Камни дышат, имеют пульс и способны самостоятельно перемещаться?
Камни дышат, имеют пульс и способны самостоятельно перемещаться? Французские ученые сделали сенсационное открытие: камни — это живые существа, правда, с очень медленным процессом жизнедеятельности. Что это — шаг к непознанному или утверждение, способное вызвать лишь улыбку? Бездушные камни? Или живые существа, способные испытывать симпатии и антипатии? «На один вдох у камней уходит от трех дней до двух недель, — считает доктор Демон, биолог из Лиона (Франция). — Обнаружить пульс камня можно только при помощи очень чувствительной аппаратуры. Каждый удар сердца длится около суток, и поэтому его нельзя почувствовать или услышать без специальных приборов». Все началось с того, что доктор Демон совершенно случайно обнаружил пульсацию в камне, который использовал вместо пресса в своей лаборатории. Потрясенный ученый заложил камень в электрокардиограф, и прибор зафиксировал слабую, но регулярную пульсацию. Вдвоем с коллегой-биологом Бертраном Эсколье Демон провел сотни экспериментов, в ходе которых выяснилось, что самые обычные камни дышат и даже двигаются, только очень медленно. Фотографируя одного из «испытуемых» с большими временными промежутками, ученые установили, что за две недели камень сам переместился на 2,5 мм. В общем, камни — это живые существа с очень медленным процессом жизнедеятельности. Как и следовало ожидать, научный мир отнесся к этой сенсации с иронией. Но Демон и Эсколье уверены в точности своих исследований и предлагают другим ученым повторить их опыты. Это просто другая форма жизни, отличная от нашей. Прокомментировать сенсационное сообщение французских ученых, помещенное в Интернете, мы попросили Станислава Николаева, кандидата геолого-минералогических наук, сотрудника НИИ геологии, геофизики и минералогии СО РАН. — Я глубоко сомневаюсь, что камни могут самостоятельно передвигаться. Положите камень на ровное место, и он год там пролежит. В природе камни двигаются, но не сами по себе. В условиях вечной мерзлоты почва как бы выталкивает камни наверх, создавая эффект пучения. Что касается пульсации, то она (очень слабая) в принципе возможна за счет ионного обмена камня с воздухом. Могут ли камни дышать? В нашем традиционном понимании — вряд ли. Если камень закрыть в герметической оболочке, состав воздуха там не изменится, но поры камня все же впитывают воду, воздух и содержащийся в воздухе углекислый газ. При желании это, наверное, можно уподобить дыханию. Тем не менее Станислав Михайлович признал, что камни рождаются, живут и умирают по-своему. — Это просто другая форма жизни, отличная от нашей. В доказательство могу привести такой факт. Съемки по методу Кирлиана показали, что у камней есть своя аура, как у любого живого существа. В древности даже считали, что камень может размножаться, и закапывали алмаз в землю, чтобы он дал «потомство». Особое значение имел цвет камня. В период войн в почете были красные камни (цвет бога войны), в мирное время больше ценили зеленые (цвет жизни) и синие камни. Люди давно заметили, что камни обладают свойствами живых существ. Им, например, свойственны симпатии и антипатии. Бирюза очень чувствительна и не выносит постоянного воздействия стирального порошка и прочих моющих средств. От них она тускнеет, меняет цвет. Так же ведет себя этот камень, если его владелец серьезно болен. Иван Грозный вообще считал, что бирюза предсказывает смерть своему владельцу. А вот серебра грозный самодержец не боялся, хотя оно точно так же «предсказывает смерть», чернея на теле больного человека. Объясняется это просто. Больной организм выделяет сероводород, который, вступая в реакцию с молекулами серебра, заставляет его чернеть. Кварц, наоборот, камень, дающий жизнь. В Америке проводились эксперименты с растениями. Ученые брали два засыхающих цветка и, поместив в один из горшков кристаллики кварца, одинаково их поливали. Цветок с кварцевой «поддержкой» расцвел, а другой, напротив, засох. Сегодня кристаллами кварца лечат, кладут их на больные точки и, говорят, помогает. А камень гематит (как свидетельствуют опыты Гей-Люссака и других известных ученых) снижает давление, и не только. Считается, что гематит помогает от болезней крови, не случайно в народе его называют попросту «кровавик». Вазари, автор жизнеописаний мастеров живописи Возрождения, описывает случай, который он видел собственными глазами. У одного знаменитого художника пошла из носа кровь, да так сильно, что он начал терять сознание. Маэстро потерли между лопаток гематитом, и кровь перестала течь. Раньше все, кто работал на высоте, носили с собой этот камень. Считалось, что если сразу после падения натереть человека гематитом, пострадавший останется жив. «Лечебным» камнем был и янтарь, им лечили головные боли, базедову болезнь и многие другие недуги. Сегодня, между прочим, 50 компонентов состава янтаря используются в медицине. А знаете, почему состоятельные граждане жили в мраморных дворцах? Потому что мрамор считался камнем здоровья. Носите перстни с сердоликом, держите во рту изумруд и бойтесь разгневать дух камня Камням приписывали не только лечебные, но и «охранные» свойства. Считалось, например, что брошенный в чашу с ядом жемчуг, алмаз или безар (есть такой камень) изменит цвет напитка. Теперь известно, что, по крайней мере, относительно безара предки не ошибались. Этот камень впитывает в себя мышьяк (который предпочитали средневековые отравители), вытягивая его из напитка. Охранными свойствами обладал и алмаз, но особенно наши предки любили сердолик. Сердолик был любимым камнем Пушкина, который, рассказывают, черпал вдохновение в его созерцании. Особые свойства приписывали и изумруду. Джироламо Кардано, знаменитый механик (карданов вал назван его именем) и врач, рассказывал, что долго не мог прийти в себя после смерти своего единственного сына. Что бы он ни делал, сын всегда стоял перед его глазами. Как-то ночью Кардано вдруг услышал голос — держи во рту изумруд. Утром ученый так и сделал, и тут же видение сына, преследовавшее его, исчезло. Полтора года он не выпускал изумруд изо рта. Стоило ему убрать камень, тут же мертвый сын вставал перед его глазами. Лечебные, охранные и прочие свойства камня зависят от обитающего в нем духа. Верили, что если дух обидится на владельца камня, то он его покинет. По этой причине за камни расплачивался посредник. Ведь если дух обидится, то отомстит он не хозяину, а тому, кто его купил. Чтобы не разгневать духа камня, воин никогда не брал себе амулеты и обереги убитого, а зарывал их в землю. Люди-сенситивы Во все времена были люди, обладающие повышенной чувствительностью (сенситивы), которые чувствовали камни как живые существа. В XIX веке проводили эксперимент с одной женщиной-сенситивом. За ее спиной раскладывали образцы, и испытуемая с завязанными глазами рассказывала, какие эмоции вызывает в ней камень, на который указывал экспериментатор. А эмоции были самые разные. Один камень вызывал у нее смех, другой, наоборот, вгонял в тоску. Экспериментатор, усложняя задачу, несколько раз касался одних и тех образцов, но реакция испытуемой на них не менялась. Даже цвет камня может оказывать благотворное воздействие на человека. В одном из экспериментов женщине с завязанными глазами подносили камень ее любимого цвета, и… приборы регистрировали уменьшение давления, даже состав крови менялся. Сам Станислав Николаев в магические свойства камней не очень верит, но все же носит в кармане пиджака пластинки нефрита. Не для лечения, а чтобы просто смотреть. — Посмотришь на мир через зеленое нефритовое «окошко» и сразу вспомнишь о лете. Каждому месяцу соответствует свой камень. Бирюза, например, декабрьский камень, потому что только в декабре небо такое бирюзовое. Жарко-красный рубин — «камень страсти« и самого жаркого месяца июля. Изумруд считается майским камнем, «прозрачно-водяной» аквамарин — мартовским, а желтовато-зеленый хризолит, напоминающий пожелтевшую сентябрьскую траву, — осенним, сентябрьским. Малахит всегда был «детским» камнем. Считалось, что если женщина будет носить этот камень, у нее будет много детей. Малахитовые украшения служили и оберегами для детей. А вот синтетические минералы Станислав Михайлович живыми не считает, хотя химическая формула у них та же, что и у природных камней. Искусственный изумруд или рубин и ценятся намного (на порядок) дешевле настоящих минералов. Может, потому, что синтетические изделия не обладают магическими свойствами живых камней, и люди это чувствуют? В странных свойствах камней наш корреспондент убедился на собственном опыте, когда попробовал сфотографировать в музее института приличных размеров чароит. И что же? На фотографии фиолетовый камень стал голубым! Священные камни — особая ипостась Священным камням издавна поклонялись разные народы. С каждым из них связана своя легенда. Например «Бог» из Плещеева озера. Этот огромный камень всплыл со дна весной, а через год-два он передвинулся на несколько десятков метров от воды! Ученые ничего особенного в камне не нашли, кроме разве того, что после дождя серый камень становится синим. В народе его так и прозвали Синь-камнем. Над ним надпись: Синий камень — воплощение бога Ярилы — был утоплен в 1778 году и оказался на берегу через 70 лет. Даже с приходом христианства этот камень в течение многих веков почитался местным населением, что вызывало немалое беспокойство у властей и церковного начальства, считавшего несовместимым пребывание дохристианского божества возле монастыря. По распоряжению царя Василия Шуйского камень был зарыт в специально вырытой яме, где пролежал около двух веков. Но потом сам выбрался из земли. В 1788 году бывшего «Бога» хотели использовать под фундамент строившейся церкви. Синь-камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лед не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень ушел под лед. «Земля их рожает», — говорили о таких камнях люди. Ученые же утверждают: синий камень выталкивается из озера по мере его замерзания. Но если это даже так, то почему вылезает только этот камень, а другие остаются на дне озера? Наверное, все же не случайно наши предки боготворили именно этот камень. Священные камни до сих пор есть на Алтае. Автору этих строк рассказывали, как один бульдозерист из-за такого вот камня поплатился жизнью. Было это еще в советское время. Решил бульдозерист показать алтайцам всю «глупость» их веры. Протаранил своим бульдозером священный камень, да так, что он раскололся. После этого его бульдозер проехал еще метров 250 и остановился от того, что здоровый, полный сил бульдозерист внезапно скончался. Все мы немного камни? По одной из теорий эволюции, очень популярной в XVIII веке, камни, точнее минералы, — не что иное, как переходное звено к растениям. По этой теории минералы эволюционируют в растения, для тех в свою очередь высшей формой эволюции являются животные, а последние, продвигаясь по эволюционной лестнице, «дорастают» до человека. Как ни странно, но эту теорию доказывает сама природа, в которой существует множество переходных форм жизни. Например, кораллы, по сути, — это морские растения, но лишенные родной стихии, они сразу превращаются («деградируют»?) в камни. Среди растений есть переходная форма в животных (хищные растения), и, наконец, что такое обезьяна, как не «младший брат» человека. Согласно вышеупомянутой теории, минералы, как и всякое живое существо, имеют сознание, но оно «спит», пока камень не начнет развиваться. Развитие его, между прочим, во многом зависит от нас, людей. Раньше человек, живя на природе, очень тесно общался с камнем, сейчас мы обитаем практически в искусственном мире, но общение возможно и в наше время.
|